Смотр-конкурс школьных музеев проводится за период их деятельности в 2016-2019 гг. в тесном контакте с первичными организациями ветеранов (первый этап) и далее - муниципальными (второй этап). На третьем этапе (областном) региональная организация направляет представления на лучшие музеи во Всероссийскую организацию ветеранов не позднее 01 декабря 2019 г.
Этапы работы по смотру:
1 - музей связывается со школьной первичной организацией ветеранов, пробуждает её к совместной деятельности и по прилагаемому Положению готовит конкурсные материалы.
2 - школьная первичная организация ветеранов связывается с муниципальной, передаёт ей конкурсные материалы и вместе с музеем контролирует их правильную обработку и передачу в областную организацию ветеранов. Как вариант эти материалы могут быть переданы в КОГАУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.
3 - Областная организация ветеранов и комиссия по школьным музеям в КОГАУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий рассматривают конкурсные материалы, отбирают три лучших и направляют на 4 этап - во Всероссийскую общественную организацию ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
На областной этап конкурсные материалы должны поступить не позднее 1 октября 2019 года и пройти этап рассмотрения и оценки, возможного выезда на место расположения музея (1 октября-1 декабря).
Кировский областной Совет ветеранов -- телефон 8 (8332) 38-15-95, факс 8 (8332) 64-84-90, Галина Геннадьевна Метелёва.
Утверждено
Бюро Центрального Совета
Всероссийской организации
ветеранов 12 декабря 2019 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о Всероссийском смотре-конкурсе школьных музеев боевой
и трудовой славы в Российской Федерации
В соответствии с Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и Постановлением пленума Совета Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов от 16 ноября 2017 года о необходимости усиления внимания к патриотическому воспитанию молодёжи, поиску и внедрению новых форм работы с подрастающим поколением - организовать и провести смотр-конкурс музеев боевой и трудовой славы общеобразовательных учреждений Российской Федерации, посвященный 75-й годовщине Победы народа нашей страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
1. Цели и задачи смотра-конкурса
1.1. Цели смотра-конкурса:
- повышение активности работы ветеранских организаций по патриотическому воспитанию детей, молодёжи;
- использование жизненного опыта ветеранов, их нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений;
- оказание влияния на повышение эффективности воспитания детей, молодёжи в общеобразовательных учреждениях;
- формирование у подрастающего поколения высокой ответственности за судьбу Отечества, уважения к боевым и трудовым подвигам народов России.
1.2. Задачи ветеранских организаций по реализации поставленных целей смотра-конкурса:
- изучать деятельность музеев образовательных учреждений - ГБОУ СОШ, ЦО, гимназий, колледжей, интернатов, лицеев (далее – «школьные музеи») для выявления, обобщения и распространения передового опыта музейной работы, наиболее эффективных методов и форм патриотического воспитания учащихся;
- содействовать процессу интеграции школьных музеев в учебно-воспитательный процесс учащихся путём их привлечения к поисковой, исследовательской работе музеев;
- содействовать использованию на уроках и внеклассных воспитательных мероприятиях материалов, экспонатов музеев боевой и трудовой славы;
- оказывать помощь школьным музеям с тем, чтобы они стали центрами патриотического воспитания не только образовательного учреждения, а и города, микрорайона, поселения;
- оказывать помощь и содействие в развитии новых музейных технологий в целях становления школьных музеев полигонами музейно-педагогических инноваций.
2. Участники смотра-конкурса
В смотре-конкурсе школьных музеев боевой и трудовой славы общеобразовательных учреждений Российской Федерации участвуют музеи, демонстрирующие подвиги советского народа в Великой Отечественной войне, на трудовом фронте, а также героизм граждан РФ, участвующих в военных конфликтах после Великой Отечественной войны и в борьбе с терроризмом.
3. Порядок проведения смотра-конкурса
Смотр-конкурс школьных музеев проводится за период их деятельности в 2016-2019 гг. Результаты смотра-конкурса подводятся в соответствии со структурой Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
На первом этапе смотра-конкурса школьных музеев итоги подводятся в первичных группах Всероссийской организации ветеранов (первичных организациях). Далее музеи-победители конкурируют на уровне местных ветеранских организаций. В последующем этапе подводятся итоги на региональном уровне. Результаты смотра-конкурса, утверждённые в ветеранской организации субъекта Федерации, представляются на Конкурсную комиссию Всероссийской организации ветеранов.
Каждая региональная организация ветеранов представляет не более трёх лучших музеев, победивших на смотре-конкурсе в регионе.
Региональные организации ветеранов направляют представления на лучшие музеи во Всероссийскую организацию ветеранов не позднее 01 декабря 2019 г.
В представлениях, направляемых на Всероссийский смотр-конкурс, должны быть отражены данные:
- название музея и его почтовый адрес;
- характеристика патриотической работы музея с оценкой показателей эффективности его деятельности;
- фамилия, имя, отчество:
- руководителя общеобразовательного учреждения;
- руководителя музея;
- активистов – учащихся, работающих в музее;
- ветерана, оказывающего помощь школьному музею.
Награждение музеев-победителей Всероссийского этапа смотра-конкурса финансирует Всероссийская организация ветеранов.
Представленные региональными организациями ветеранов материалы рассматривает Конкурсная комиссия Всероссийской организации ветеранов и выносит предложения о награждении музеев-победителей на утверждение Бюро Центрального Совета:
- материальное поощрение (Постановлением Бюро Центрального Совета Всероссийской организации устанавливаются размеры денежных средств – в качестве премий музеям, занявшим призовые места на смотре-конкурсе);
- Почётная грамота Всероссийской организации ветеранов с занесением в Книгу Почёта Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов;
- Почётная грамота Всероссийской организации ветеранов.
Почётной грамотой также награждаются руководители музея и общеобразовательного учреждения.
Постановление Бюро Центрального Совета Всероссийской организации ветеранов о победителях смотра-конкурса школьных музеев боевой и трудовой славы доводится до региональных организаций ветеранов – участников проведения конкурса.
По представленным Конкурсной комиссией Всероссийской организации ветеранов материалам проводится торжественное награждение победителей местных и региональных конкурсов школьных музеев. Вручают награды музеям-победителям в период празднования 75-летия Победы в ВОВ, при участии органов государственной власти, местного самоуправления, органов просвещения и других общественных организаций.
Материалы, поступившие на смотр-конкурс школьных музеев боевой и трудовой славы общеобразовательных учреждений Российской Федерации, не возвращаются и остаются в Совете Всероссийской организации ветеранов.
4. Рекомендуемые показатели, учитываемые в оценке деятельности школьного музея:
- эффективность работы музея, его актива из числа обучающихся, педагогов, прикреплённого представителя ветеранской организации;
- условия работы представленного на конкурс музея (помещение музея; обеспеченность музея материально-техническими средствами;
- наличие учёта собранных и зарегистрированных поступлений музейных предметов, др.);
- наличие в музее государственных символов России (края, субъекта РФ);
- наличие программы образовательно-воспитательной деятельности, основанной на концепции музея и его коллекциях;
- наличие плана поисково-собирательной и исследовательской работы;
- взаимодействие школьного музея с государственными учреждениями, общественными организациями, воинскими частями и др.;
- оформление стендов о героях Отечества, защитниках Родины и наглядной агитации о Городах-героях, Городах воинской Славы, об отдельных героических битвах под Москвой, Сталинградом и др.;
- проведение экскурсионно-массовой, просветительской работы, тематических туристических походов;
- уровень экспозиционной работы и эстетика её оформления; степень её использования на уроках, в работе кружков и др.;
- проведение музейных уроков с участием ветеранов, участников событий;
- наличие разнообразных форм и методов в работе музея;
- пиар деятельности музея, ротация материалов о музее на сайте школы, освещение деятельности музея и работы его коллектива в СМИ;
- организация издательской деятельности, наличие буклетов о работе музея;
- привлечение добровольцев (волонтёров) к работе школьного музея;
- наличие видеофильма о школьном музее.