---Эксперт: правила организации и учета музейного фонда

https://wiseeconomist.ru/poleznoe/101013-shkolnyj-muzej-pravila-organizacii-ucheta-muzejnogo-fonda


Школьный музей - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений РФ независимо от их формы собственности, действующих на основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), а в части учета и хранения фондов - на основании Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Об особенностях организации и ведения деятельности школьных музеев, комплектования и учета музейного фонда расскажем в данной статье.


Общие положения о деятельности школьных музеев


Пунктом 2 ст. 27 Закона об образовании установлено право образовательных учреждений иметь в своей структуре различные подразделения, в том числе музеи.

Вместе с тем каких-либо нормативных актов, регламентирующих правовые основы создания и осуществления деятельности школьных музеев, в настоящее время не существует.

Единственным официальным источником, описывающим основные принципы создания школьных музеев и ведения ими деятельности, является Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее), доведенное Письмом Минобразования России от 12.03.2003 N 28-51-181/16 (далее - Положение).

Согласно п. п. 1.2, 1.3 Положения школьный музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.


Профиль музея


Под профилем музея понимается специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.


Проанализировав деятельность созданных и развивающихся школьных музеев, можно выделить следующие профили таких музеев:


  • историко-краеведческий - изучает историю возникновения и развития отдельно взятой местности или объекта (обычно это музеи истории школы, края, города);
  • военно-исторический - экспозиция рассказывает историю военных событий, происходивших на территории родного края (обычно это музеи боевой славы);
  • литературный - изучает и ведет сбор материалов по творчеству и жизнеописанию деятелей литературы, имевших (не имевших) тесной связи с краем;
  • этнографический - изучает самобытность населения той или иной местности, проводит сбор материалов об обычаях, обрядах и прочее;
  • естественно-научный - изучает и ведет сбор материалов природы в целом и родного края в частности;
  • мемориально-биографический - рассказывает о жизни и деятельности отдельно взятой личности (известном писателе, ученом, герое военных событий и т.п.), связанной с родным краем.

Иногда встречаются музеи, экспозиция которых всесторонне рассказывает о всех сферах деятельности родного края (истории, природе, экономике, культуре и пр.). Такие музеи называются комплексными краеведческими музеями или залами.


В то же время музей может иметь монографический характер, то есть быть посвященным какому-то одному предмету, явлению или событию (например: музей хлеба, музей игрушки, музей самовара, музей N-й армии и т.п.).


Создание музея


Организация музея в образовательном учреждении, как правило, представляет собой результат краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создание школьного музея осуществляется по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности. Обязательными условиями для создания школьного музея являются (п. 3.4 Положения):



  1. Музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
  2. Собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;
  3. Помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
  4. Музейная экспозиция; 
  5. Устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.


Учредителем музея выступает образовательное учреждение, в котором организуется такой музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей (п. 3.2 Положения).


Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.


Функции музея


Согласно п. 4.1 Положения основными функциями музея признаются:


  • документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
  • осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
  • организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
  • развитие детского самоуправления.

Руководство музея


Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения, а непосредственное руководство практической деятельностью музея - руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению (п. п. 6.1, 6.2 Положения).


Текущую работу музея ведет совет музея (п. 6.3 Положения).

К функциям совета музея относятся:

  • разработка и утверждение перспективных и календарных планов работы, тематико-экспозиционных планов;
  • решение вопросов включения в фонды музея памятников истории, природы и культуры, которые поступают в процессе комплектования фондов музея;
  • слушание и изучение отчетов руководителей поисковых групп;
  • обсуждение основных вопросов деятельности музея;
  • организация встречи учащихся с ветеранами войны, деятелями науки, культуры и искусства и другими интересными людьми;
  • руководство подготовкой лекторов и экскурсоводов.

Кроме того, в целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет (п. п. 6.3, 6.4 Положения).


Паспортизация школьных музеев


Паспортизация школьного музея - официальная регистрация музеев образовательных учреждений. Проводится с 1974 г. после выхода первого Положения о школьном музее.

Если музей осуществляет деятельность в образовательном учреждении в соответствии с Положением не менее года, он подлежит паспортизации.


Цели и задачи паспортизации заключаются в следующем:

  1. Регистрация школьных музеев и присвоение им звания "Школьный музей" или "Музей образовательного учреждения";
  2. Совершенствование деятельности школьных музеев в деле воспитания и образования;
  3. Укрепление контактов школьных музеев с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими организациями и учреждениями.

Паспортизация проводится комиссией по паспортизации, создаваемой органами исполнительной власти субъекта РФ (органами местного самоуправления), осуществляющими управление в сфере образования.


В состав такой комиссии, как правило, входят представители государственных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений, а также по согласованию сотрудники государственных музеев и учреждений культуры, ветераны и представители общественности.


Основными критериями для получения свидетельства о паспортизации являются:

а) коллекция подлинных предметов, зафиксированных в книге поступлений (инвентарной книге);

б) экспозиция, размещенная в приспособленном помещении;

в) актив из числа обучающихся и педагогов, ведущих работу в музее;

г) устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.


Для паспортизации необходимо оформить на бланке органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления), осуществляющего управление в сфере образования, заявку на паспортизацию школьных музеев. К ней прилагаются по каждому школьному музею: учетная карточка музея, акт обследования музея и четыре фотографии экспозиций музея. Формы указанных документов размещены на официальном сайте Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения (далее - ФЦДЮТиК) (www.turcentrrf.ru) в разделе "Паспортизация школьных музеев".


Во исполнение указаний Минобрнауки России, доведенных в Письме от 27.03.2012 N 07-166 "Об электронном взаимодействии", а также согласно Письму ФЦДЮТиК от 14.09.2012 N 08-299 "Об электронной форме паспортизации школьных музеев" заявка на паспортизацию школьного музея, а также прилагаемые к ней документы представляются в электронном виде.


Стоит отметить, что паспортизация музеев образовательных учреждений проходит в постоянном режиме по мере поступления заявок.


Результатом паспортизации отдельно взятого музея является составление его паспорта и выдача свидетельства о присвоении ему звания "Школьный музей" или "Музей образовательного учреждения".


Каждые пять лет все паспортизированные музеи подтверждают свое звание (перепаспортизуются).


Фонд школьного музея: учет и хранение музейных предметов


Деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов называется комплектованием музейного фонда (п. 2.4 Положения).


Фонд школьного музея делится на основной и научно-вспомогательный.


В основной фонд входят подлинные памятники истории, культуры и природы.


Памятники, выявленные в процессе комплектования, представляющие интерес для музея, но находящиеся в среде своего бытования, называются музейными объектами.


Памятник, изъятый из среды бытования и включенный в состав музейного собрания, называется музейным предметом.


Выставленный для обозрения музейный предмет является экспонатом.


Среди музейных предметов выделяют раритеты (редкие, уникальные предметы) и реликвии (особо чтимые предметы как память о человеке или событии).


К научно-вспомогательному фонду относятся наглядные материалы: карты, схемы, таблицы, планы, графики, диаграммы, фотокопии, макеты, муляжи (копии), новоделы и пр., которые дополняют музейные предметы и помогают раскрыть их идейное содержание, но сами не являются музейными предметами.


Макеты, муляжи и новоделы изготавливаются в тех случаях, когда музейный предмет не может быть выставлен по соображениям его сохранности, из-за крупных габаритов, по причине его утраты. Научно-вспомогательные материалы используются для повышения познавательного значения экспозиции, облегчают ее понимание.


Но нельзя забывать о том, что эти материалы не должны перегружать экспозицию и подменять собою музейные предметы. Их количество должно быть строго ограничено.


К сведению. Музейные предметы (экспонаты), выставленные на обозрение в определенной системе, формируют экспозицию.


Музейные предметы и музейные собрания, включенные в состав фонда, подлежат учету и хранению.

Учет таких объектов осуществляется с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и иную информацию.

В школьном музее для учета и научного описания музейных предметов достаточно иметь инвентарную книгу, в которую записывается номер поступившего предмета, дата и способ поступления и в которой дается его краткое описание и приводятся прочие сведения о музейном предмете. Инвентарная книга представляет собой общую тетрадь в прочном переплете. Ее графят по особому образцу, прошивают, нумеруют страницы, затем указывая их количество. Эта запись и прошивка скрепляются печатью учреждения. На титульном листе отражается название музея, принадлежность к учреждению, дата начала внесения записей. Все записи делаются четко, аккуратно. Музейные предметы фиксируются в инвентарной книге в день поступления в фонды музея или несколькими днями позже.


В соответствии с п. 5.1 Положения учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:


  • учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) ведется в инвентарной книге музея;
  • учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) ведется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

Помимо инвентарных книг существует и другая учетная документация на поступившие и выбывшие музейные предметы: акты приема музейных предметов на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов во временное пользование, акты списания музейных предметов (в случае исключения их из состава фонда). Необходимость использования таких документов устанавливается советом музея и утверждается его руководителем.

Посредством отражения информации о музейных предметах в учетной документации достигается юридическая сохранность таких предметов.


Обратите внимание! В соответствии с п. 13 Положения о Музейном фонде РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 N 179, отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается. Поскольку школьные музеи в части учета музейного фонда обязаны руководствоваться нормативными актами о Музейном фонде РФ, с учетом вышеназванной нормы музейные предметы, включенные в состав фонда музея образовательного учреждения, не отражаются на балансе данного учреждения.


Обеспечение физической сохранности музейных предметов достигается с помощью создания оптимальных условий хранения и использования, своевременной консервации и реставрации памятников истории и культуры. В связи с этим руководителям учреждений, в которых находится школьный музей, необходимо обеспечить отдельное помещение, отвечающее условиям хранения музейных предметов: безопасность, температурный режим, искусственное освещение.


Самым простым типом оборудования для хранилищ школьных музеев являются стеллажи, которые применяются для хранения предметов, не боящихся света и пыли. Отдельные предметы целесообразнее хранить в закрытых шкафах. Приведем наиболее важные правила, которые следует соблюдать при хранении музейных предметов:


  1. Для хранения мелких объемных предметов, нумизматических коллекций, многих биологических и зоологических экспонатов, геологических и минералогических образцов, негативов диапозитивов необходимо использовать коробки соответствующих размеров.
  2. Фотоотпечатки и негативы помещаются в конверты из черной бумаги и хранятся вертикально.
  3. Монеты и медали хранятся в бумажных пакетах, а для хранения марок, открыток, этикеток требуются специальные альбомы (кляссеры) и папки. Там же хранятся документы, листовки, фотографии, литографии, другие виды письменных и графических материалов, а также гербарии.
  4. При экспонировании запрещается подлинные документы, произведения графики, акварельной и гуашевой живописи, а также фотографии прикалывать кнопками или прибивать гвоздями. Нельзя приклеивать их сплошь на картон, монтировать на незастекленных стендах или витринах. Документ или фотографию помещают в специально изготовленную рамку, или паспарту, затем прижимают стеклом.
  5. Предметы одежды в экспозиции и в хранилище подвешиваются на специально подогнанных плечиках, концы которых обматываются чистой ватой и обшиваются холстом. Запрещается укрепление предметов, сделанных из тканей, гвоздями, булавками, кнопками.
  6. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
  7. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
  8. Для защиты экспонатов от воздействия света используются помещения, выходящие на теневую сторону. Окна должны быть хорошо затемнены. Возможно затемнение витрин и застекленных шкафов тканью в нерабочее для музея время.
  9. Музейные предметы требуют определенной температуры (от +10 до +25 градусов Цельсия) и влажности воздуха (не более 50 - 60%).
  10. Экспонаты необходимо защищать от пыли, насекомых, грызунов.
  11. Проводить реставрационные работы поврежденных музейных предметов без участия или консультации специалиста воспрещается.

Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив (п. 5.5 Положения).


В соответствии с п. 5.2 Положения ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.


Заключение

Музеи, создаваемые в образовательных учреждениях, являются их структурными подразделениями. Многие из таких музеев образуются на общественных началах, как правило, благодаря активной работе школьных поисковых отрядов по сбору и выявлению музейных объектов, а также поступлению материалов и информации от населения. При накоплении определенного количества таких объектов возникает вопрос о формировании музейного фонда и учреждении музея при образовательной организации. Решение о создании музея как структурного подразделения принимается руководителем образовательного учреждения, в котором такой музей создается. Школьные музеи могут быть различной профильной направленности: краеведческие, военно-исторические, литературные и т.д.

Действующие музеи, созданные в образовательных учреждениях, подлежат паспортизации.

Руководитель учреждения обязан обеспечивать сохранность музейного фонда, которая достигается:

  • путем отражения информации о музейных предметах в учетной документации;
  • путем создания оптимальных условий для хранения и использования, своевременной консервации и реставрации музейного фонда.

Музейные предметы, включенные в состав музейного фонда, на балансе образовательного учреждения не отражаются.


Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение"