Просветительские программы

Организация просветительских программ на базе школьных музеев


В 2018/2019 учебном году на 274 образовательных учреждения основного и среднего образования приходилось 106 школьных музеев, имеющих свидетельство о постановке на учёт. Практически в каждом из них есть возможности создания своего музея, т.е. как минимум - музея истории школы.


МУЗЕЙ в своей текущей деятельности руководствуются положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», другими нормативно-правовыми актами РФ.


МУЗЕЙ с его коллекциями является негосударственной частью Государственного музейного фонда и музеев Российской Федерации. Его коллекции вносятся в Государственный каталог музейного фонда как негосударственная часть. Этим занимается Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения в г. Москва, а в регионах - областные, краевые, республиканские учреждения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, направляющие в Центр ходатайства о получении свидетельства по присвоению звания "Школьный музей".


Каждый школьный музей в соответствии с Примерным положением выполняет просветительскую функцию - ведёт  просветительную работу среди школьников и местного населения.


В соответствии с новой редакцией "Модельного закона о просветительской деятельности", принятого 

на сорок четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ

(Постановление N 44-11 от 20 мая 2016 года), сфера просветительской деятельности является специфической составной частью образовательного комплекса государства, ее основу составляет совокупность программ просвещения и просветительских проектов, а также учреждений, организаций, сообществ, обеспечивающих их разработку и реализацию. В сферу просветительской деятельности входят и учреждения системы образования, имеющие по данному закону право заниматься просветительской деятельностью и создавать для этих целей соответствующие учреждения, организации, сообщества, обладающими требуемыми квалификацией и опытом, а также ресурсами, необходимыми для успешного выполнения поставленных задач. 


Программа просвещения – документ, устанавливающий объем, содержание и последовательность изложения сведений о социальных достижениях, достижениях науки и культуры, предлагаемых для распространения через средства массовой информации или для освоения конкретной аудиторией, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.


Программы просвещения разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:

– целенаправленность (соответствие социальным функциям, целям и приоритетным задачам просветительской деятельности);

– адресность (учет специфики различных категорий населения, их интересов и познавательных потребностей);

– достоверность (соответствие предлагаемой в программах просветительской информации действительности);

– популярность (учет интеллектуальных возможностей различных категорий населения, способности представителей той или иной категории адекватно воспринять и освоить содержание программ просвещения);

– научность (соответствие программ просвещения современному уровню развития науки);

– учет многообразия интересов и потребностей населения в просветительской информации;

– учет особенностей региональной культуры и местных традиций;

– взаимосвязь и взаимодополняемость программ просвещения различной направленности;

– координация программ просвещения с программами системы образования.


Программы просвещения дифференцируются в зависимости от содержания, целей, задач и направлений просветительской деятельности.

Основные виды программ просвещения, испоьзуемые нашими школьными музеями:

1) общеразвивающие, направленные на повышение эрудиции, интеллектуального уровня населения, информирующие о современных мировых и национальных социальных достижениях, достижениях науки и культуры;

2) отраслевые, способствующие решению проблем личностного развития и жизнедеятельности человека:

– экономические, информирующие о современной экономической обстановке, государственной политике в этой сфере и экономических достижениях, а также разъясняющие их;

– психолого-педагогические, информирующие, ориентирующие в вопросах личностно-профессионального развития, воспитания детей;

– медицинские, повышающие осведомленность о здоровом образе жизни;

– экологические, информирующие о современной экологической обстановке, государственной и региональной политике в этой сфере и разъясняющие их, а также ориентирующие в способах сохранения нормальной экологии;

4) специализированные, предназначенные для особых категорий населения: пенсионеров, инвалидов, людей с ограниченными возможностями здоровья.


Самым ярким примером является работа музея истории села Среднеивкино в одноимённом селе Верхошижемского района.


В селе находится одна из лучших школ Юго-Западного образовательного округа. Школа известна и в области, и за её пределами качеством оказываемых образовательных услуг. Школа является инновационной областной площадкой Вятского государственного университета по теме «Инновационная сельская школа как условие эффективной интеграции образовательных потенциалов социальных институтов на основе ФГОС». Результат работы над данной темой – наличие тесного взаимодействия с организациями села и района, тесное сотрудничество с агрофирмой, ВятГУ,  Вятской сельхозакадемией. В школе проходит огромное количество внеклассных мероприятий, в них участвуют главные социальные партнёры школы – родители. Школа тесно сотрудничает со всеми организациями села, привлекая их ресурсы для образования и воспитания детей.


С 2010 года музей истории с.Среднеивкино носит звание «Образцовый музей Кировской области». Новым направлением в развитии взаимодействия между музеем и местным бизнесом является музейно-педагогическая программа «Путешествие в Агроград», работа по которой началась в 2015 г. С 2016 года местная школа входит в областной пилотный проект по развитию агрообразования, одним из направлений деятельности которого является агротуризм. Так, в течение 2-х лет по инициативе руководителя музея и на его базе принимаются группы школьников и пенсионеров района на агротуры, частью которых является посещение производственных цехов агрофирмы. По словам самих туристов современное ведение хозяйства их очень впечатляет. В 2018 году по инициативе школы прошло областное мероприятие экскурсионный тур «Один день в Среднеивкино», в котором были задействованы социальные институты села: музей истории, школа, администрация поселения, ООО «Топтыгин», ЗАО «Агрофирма «Среднеивкино». Среди гостей были министр сельского хозяйства и продовольствия А.А.Котлячков, замминистра внутренней информационной политики А.Н.Лучинин, начальник отдела общего и дополнительного образования министерства образования Е.С. Воронкина и многие другие.


На сайте Вятского государственного университета в разделе «Интернет-газета» размещена информация о фестивале региональных инновационных площадок. На фестивале были представлены успешные примеры трендов современного образования. Среднеивкинская школа по предложению организаторов фестиваля подготовила выставку в рамках коллаборативного обучения. Выставка включала материалы экскурсионного агротура «Один день в Среднеивкино», музейно-педагогической программы «Путешествие в Агроград», проектов «Изумрудное царство», «Зимний сад», «Береза – символ России», «Домашний музей «Мамина комната». Посетителей выставки особенно впечатлили макеты муравья и муравейника, фрагмент сада, а также продукция агрофирмы и «Топтыгина» – молоко и кексы. На пленарном заседании и при подведении итогов фестиваля была дана высокая оценка среднеивкинским коллаборативным практикам.


Итак, "Агроград".


Программа «Путешествие в Агроград» имеет краеведческую направленность. Краеведение в сельской школе – ведущее средство гражданского воспитания.

Теоретической основой программы являются положения о формировании жизнеспособной личности в условиях сельского социума (М.П. Гурьянова), о развитии гуманистической парадигмы музейно-педагогической деятельности в сельском социуме (А.В.Нагибина). Программа разработана с учетом приоритетов государственной политики в области воспитания, которые определяет Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Одним из них является формирование у детей чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. В Стратегии указывается на важность развития музейной педагогики.

Сегодня значительная часть населения живет в условиях дефицита духовно-нравственных ценностей. Это приводит к потере национального самосознания, ослаблению гражданских чувств. Актуальность программы в том, что она ориентирована на воспитание гражданской идентичности сельских школьников посредством музейно-педагогической деятельности.

Принципы реализации программы:


  • учета специфики сельской среды, проблем и преимуществ сельского социума;
  • ценностного отношения к культурно-историческому наследию, к современной жизни;
  • коммуникативности;
  • адресности;
  • преемственности;
  • принципы музейной педагогики (интерактивность, комплексность, программность).


Программа представляет собой новое направление в развитии взаимодействия между музеем и агропредприятием.

Цель – способствовать созданию условий для осознания учащимися своей принадлежности к сообществу сельских тружеников Вятского края, всей России на основе взаимодействия музея истории села Среднеивкино и акционерного общества «Агрофирма Среднеивкино».

Задачи:

1) расширять и углублять знания учащихся об агропредприятии, о родном крае;

 2) формировать интерес к сельскохозяйственной деятельности, воспитывать ответственное и творческое отношение к труду на благо других людей, своей малой родины;

3) воспитывать у подрастающего поколения чувство гордости за свое родное село, уважение к односельчанам, людям труда;

4) формировать потребность в личной причастности к судьбе малой и большой Родины; стремление быть полезными своему селу, обществу, государству.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: учащиеся 1 – 11 классов.

Сроки реализации: 1 год, циклично.

Формы занятий: экскурсия на объекты агропредприятия, музейное занятие, встреча, игра, конкурс.

Ожидаемые результаты:

а) предметные: приобретение, расширение и углубление знаний об агропредприятии, родном селе, малой родине;

б) метапредметные: приобретение опыта общения с представителями сельского социума, умения извлечения информации из различных источников, в том числе из музейных предметов;

в) личностные: проявление интереса к сельскохозяйственной деятельности, чувства гордости за родное село, уважения к односельчанам, людям труда, потребности в личной причастности к судьбе малой и большой Родины, ответственное и творческое отношение к труду, стремление быть полезным своему селу,  обществу, государству, активное участие в жизни социума.

Способы проверки результатов: конкурс рисунков, сочинение, анкетирование.

Форма подведения итогов реализации программы - презентация «Музейно-педагогическая программа «Путешествие в Агроград»: итоги, проблемы, перспективы» на общешкольной конференции, на совещании специалистов агрофирмы.

Особенности программы:


  • программа может быть использована на  любом из трех уровней образования, при соблюдении принципа учета возрастных особенностей учащихся;
  • все занятия имеют общие воспитательные задачи, прописанные в пояснительной записке; исходя из этого, для каждого занятия в разделе технологического обеспечения указаны задачи преимущественно познавательного характера (те, которые определяются совместно с детьми);
  • занятия могут проводиться как по «вертикали» (с 1 по 11 кл.), так и по «горизонтали» (напр., в 5 кл., в рамках программы внеурочной деятельности);
  • цикл может проводиться не в полном объеме, выборочно, т. к. каждая тема является относительно самостоятельной; в то же время ряд тем при необходимости несложно разделить на подтемы, каждая из которых будет соответствовать отдельному занятию;
  • содержание и методические приемы при соответствующей корректировке позволяют проводить занятия даже в случае отсутствия музея в школе.

    Календарно-тематическое планирование

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Уч-ся (кл.)

    Место проведения

    Сроки

    1.

     

    «Начинаем путешествие в Агроград»

     

    2

     

     

     

    1кл.

     

    Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»; основные объекты ЗАО «Агрофирма Среднеивкино»

     

     

    Октябрь / ноябрь

     

    2.

     

    «Зернышко пуд бережет»»

     

     

    1

     

    2 кл.

     

    Экспозиционный залы музея:

    природы и истории,

    «От коммуны до агрофирмы»

    Декабрь

    3.

     

    «Как хлеб на стол приходил»

     

     

    1

     

    3 кл.

     

    Экспозиционный зал

    природы и истории

    Декабрь

    4.

     

    «Современное производство хлеба»

     

     

    1

     

    4 кл.

     

    Пекарня (ООО «Топтыгин»)

    Январь

    5.

    «Картофель – наш «второй хлеб»

     

    1

    5 кл.

    Картофелехранилище

    Январь

    6.

    «Путешествуем на животноводческий комплекс»

     

    2

     

    6 кл.

    Животноводческий комплекс агрофирмы

     

    Февраль

    7.

    «Профессии в сельском хозяйстве»

     

    1

     

    7 кл.

    Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»;

    музейная зона, предназначенная для занятий

     

    Февраль

    8.

    «Трудовые династии»

     

    1

     

    8 кл.

    Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»;

    музейная зона, предназначенная для занятий

    Март

    9.

    «От коммуны до агрофирмы»

     

     

     

    1

     

    9 кл.

    Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»

    Сентябрь

    10.

    «Разговор по душам» (встреча учащихся с специалистами агрофирмы)

     

     

     

    2

     

    10 – 11кл.

    Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»;

    музейная зона, предназначенная для занятий

    (вариант: рабочее место специалиста)

    Ноябрь /

    декабрь

    11.

    «Разговор по душам» (встреча учащихся с директором агрофирмы)

     

     

    «Агроград – наша гордость!»

     

    2

     

     

     

     

     

     

    2

     

     

    11кл.

    Экспозиционный зал МИССИ «От коммуны до агрофирмы»;

    музейная зона, предназначенная для занятий

    (вариант: кабинет директора агрофирмы)

     

    Центральные объекты ЗАО «Агрофирма Среднеивкино»

    Ноябрь /

    декабрь

     

     

     

     

     

    Апрель /

    май

     

    Всего часов

       17

     

    Примечание: для 9 класса проводится специальный цикл классных часов по программе профориентации, в этой программе занятие «От коммуны до агрофирмы» является вводным.

    Содержание:

    1. «Начинаем путешествие в Агроград».

    Что такое сельское хозяйство. Кто трудится в сельском хозяйстве. Экспонаты музея – источники знаний о сельском хозяйстве. «Агрофирма Среднеивкино» - крупное сельскохозяйственное предприятие.

    1. «Зернышко пуд бережет».

    Зерновые культуры, выращиваемые в агрофирме. Значение хлеба в жизни человека.

    1. «Как хлеб на стол приходил».

    Как выпекали хлеб наши предки. Домашняя утварь для выпечки хлеба. Традиции и обычаи, связанные с приготовлением и употреблением хлеба. Виды изделий из муки. Как есть хлеб: культура употребления.

    1. «Современное производство хлеба».

    Этапы выпечки хлеба на пекарне агрофирмы в настоящее время. С помощью чего производят хлеб.

    1. «Картофель – «второй хлеб».

    Зачем выращивают картофель. Как хранят картофель в агрофирме. Сорта картофеля, выращиваемого в агрофирме. Виды сельскохозяйственной техники, используемой в агрофирме для выращивания и хранения картофеля.

    1. «Путешествуем на животноводческий комплекс»

    Современный животноводческий комплекс. Порода коров в агрофирме, особенности их внешнего вида. Чем питаются коровы. Режим дня животных. Кто ухаживает за животными. Машинное доение, мастера машинного доения. Объемы производства молока в агрофирме, его реализация.

    1. «Профессии в сельском хозяйстве»

    Какие профессии существуют в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные профессии в материалах музея. Проблемы и перспективы, связанные с сельскохозяйственными профессиями. Родители, имеющие сельскохозяйственные профессии.

    1. «Трудовые династии».

    Что такое династия. Семейные династии в нашем селе. Трудовые династии в агрофирме. Представители династий в экспозиции музея истории села Среднеивкино.

    1. «От коммуны до агрофирмы».

    Когда появилась коммуна в Среднеивкино. Организаторы коммуны. Колхоз «Безбожник». Среднеивкинская машинно-тракторная станция. «Родина» - колхоз-гигант. Дела и люди совхоза «Среднеивкинский». Хлебников А.М. – знаменитый директор совхоза. Совхоз в 90-е годы. Агрофирма сегодня. Харькин Н.В. – руководитель современного типа. «Заслуженные работники сельского хозяйства».

    1. «Разговор по душам» (с директором агрофирмы, специалистами). Биографические сведения о директоре, специалистах, работниках агрофирмы в экспозиции музея. Личностные качества: профессионализм, целеустремленность, добросовестность, дисциплинированность, умение организовать себя и других; их роль в жизни человека. Ориентация на будущую профессию.
    2. «Агроград – наша гордость!»

    Что представляет собой современное сельскохозяйственное предприятие. Цеховая структура агрофирмы. Центральные объекты ЗАО «Агрофирма Среднеивкино»:  ремонтно-механические мастерские, животноводческий комплекс, картофелехранилища, зерносушильные комплексы, пилорама,строящиеся объекты,  административное здание агрофирмы. Достижения предприятия. Перспективы развития.

    Технологическое обеспечение музейно-педагогической программы «Путешествие в Агроград» (цикл классных часов)

     

      Тема 1: «Начинаем путешествие в Агроград»

    Место проведения: музейная зона (либо учебный кабинет), где находится  экран, проектор, ноутбук; экспозиционный зал школьного музея, посвященный агропредприятию.

    Цель: начать знакомство с агропредприятием, находящимся на территории поселения.

    Задачи: выяснить, что означает название Агроград, уточнить, что такое сельское хозяйство, как называется сельскохозяйственное предприятие на территории нашего поселения, познакомиться с отдельными экспонатами - источниками знаний о сельском хозяйстве, некоторыми достижениями агропредприятия.

    Методические приемы: беседа, комментированный просмотр презентации, познавательные задания, моторный прием, приемы «Найди ответ в экспозиции», «Найди знакомый экспонат», «Определи свое настроение».

    Средства: карточки с правилами поведения в музее; материалы экспозиционного зала, посвященного агропредприятию;  презентация по теме классного часа; изображения фирменного знака агрофирмы (по количеству учащихся).

    Содержание:

    Беседа с учащимися перед посещением музея.

    - Что такое музей?

    - «Машина времени».

    - Что надо сделать, чтобы мы могли путешествовать на «машине времени»?

    - Взять билеты, в которых указаны правила поведения в музее.

    Выдаются «билеты». Повторяются правила:

    • Бережное отношение к экспонатам!!!
    • Спокойное, осторожное передвижение по музейным залам
    • Внимательность

    - Вы приобрели «билеты», можно начинать путешествие в Агроград.

    Мотивация.

    Классный час начинается с демонстрации слайда «Начинаем путешествие в Агроград». По предложению педагога  учащиеся высказывают предположения, что означает слово Агроград, приходят к пониманию, что Агроград – это то, что находится в сельской местности; это наше село; большое хозяйство; агропредприятие; в широком смысле - вся сельская жизнь. От понятия Агроград - переход к обсуждению вопроса, что такое сельское хозяйство (работа на земле, выращивание хлеба, разведение животных, получение от них молока и т. п.), как называется сельскохозяйственное предприятие на территории нашего поселения. Демонстрируются слайды, отражающие жизнь односельчан и деятельность местного агропредприятия. Задание учащимся: определить, какие места округи показаны, какие представлены виды сельскохозяйственных работ, кто из односельчан присутствует на слайдах, во время каких событий. Предпочтительней, чтобы на слайдах дети увидели себя и (или) родителей, это послужит стимулом к дальнейшей работе.

    Учащимся задается вопрос: Как вы думаете, почему мы начинаем путешествие в Агроград? (нам нужно иметь представление о том, что рядом с нами, агрофирма – это часть нашей жизни, место работы родителей, для кого-то из нас будущее место работы и т.п.)

    Основной этап.

    Педагог приглашает учащихся в экспозиционный зал музея, посвященного агропредприятию, информирует, что зал имеет название «От коммуны до агрофирмы», предлагает определить по названию, о чем рассказывается в материалах, представленных в зале  (о том, когда и как появилось хозяйство в нашем селе, как оно развивалось, что представляет собой в наши дни), предположить, сколько лет назад возникло хозяйство, как оно называлось. Ответ о времени появления и первом названии учащиеся находят в экспозиции, а также другие названия, в том числе современное название.

     Особое внимание уделяется изображению фирменного знака агропредприятия. Совместными усилиями дается ответ на вопрос: что изображено на знаке и почему? Выясняется, кто руководит агрофирмой? Независимо от того, знают учащиеся ответ на этот вопрос или нет, педагог обращает их внимание на экспозиционный комплекс о директоре агрофирмы, на достижения предприятия (2 – 3 наиболее значимых).

    Следующее задание – найти в экспозиции знакомые лица работников агрофирмы. Чаще всего это родители, дедушки или бабушки, старшие братья или сестры, могут быть и другие родственники или просто соседи. Важный момент – дать возможность ребенку указать на фотографию и озвучить перед одноклассниками, кого он  нашел в экспозиции, и как его зовут.

     Заключительное задание – среди предметов, находящихся в экспозиции, найти знакомые предметы, встать около них, определить, для чего предметы используются (или использовались  в прошлом). В завершающей беседе педагог подводит учащихся к выводу о том, что экспонаты музея – источники знаний о сельском хозяйстве.

    Рефлексия проводится с помощью приема «Определи свое настроение». Учащимся предлагается подойти к столу, на котором разложены жетоны разного цвета (красного, оранжевого, желтого, зеленого, изумрудного, голубого, серого, коричневого, черного и т.п.) и выбрать тот цвет, которому соответствует настроение после занятия в музее, постараться объяснить, почему выбран именно этот цвет. Например, выбирают оранжевый, потому что это цвет солнца, лета, с ним связано ощущение радости, успеха. Можно выбрать несколько цветов. Педагогу достаточно легко отследить, какие цвета преобладают при выборе детьми, и определить общий настрой в классе. Количество жетонов каждого цвета должно равняться количеству учащихся в классе.   

    Перед выходом из музея  дети получают в подарок нагрудные изображения  фирменного знака агрофирмы – символический пропуск  в Агроград.

     

    Тема 2: «Зернышко пуд бережет»

    Место проведения:  экспозиционный зал школьного музея, посвященный агропредприятию;  рабочая музейная зона, где находятся столы,  экран с проектором и ноутбуком.

    Цель: знакомство с основными зерновыми культурами.

    Задачи: выяснить, какие зерновые культуры выращивают в агрофирме; научиться различать основные сельскохозяйственные культуры.

    Методические приемы: беседа, познавательные задания, практикум по определению сельскохозяйственных культур.

    Средства: материалы экспозиционного зала, посвященного агропредприятию;  слайд с названиями зерновых культур; 4 снопа; картонные этикетки (рожь, пшеница, ячмень, овес); прозрачные контейнеры с зернами сельскохозяйственных культур, на контейнерах – номера (№ 1 - № 4).

    Содержание:

    Мотивация.  Классный час начинается в зале агрофирмы с разминки «вопрос – ответ». Возможные вопросы: как звали «прабабушку» современной агрофирмы? Какое название имеет современное сельхозпредприятие? Каковы основные направления деятельности агрофирмы? Среди направлений необходимо выделить растениеводство и на основе этого подвести учащихся к теме и задачам классного часа. Когда тема появится на экране, определить, что такое пуд, что означает пословица.

    Основной этап. Педагог предлагает учащимся назвать сельскохозяйственные культуры, которые выращивают на полях  агропредприятия. Если культуры не названы или названы не все, ведется поиск сведений в экспозиции. После того, как названия определены, педагог приглашает учащихся пройти к столам, на которых находятся снопы, контейнеры с зернами, этикетки.

    Практикум «Колоски и  зернышки»:

    • класс делится на 4 группы (по желанию детей или на усмотрение учителя);
    • каждой группе выдается сноп;
    • 1 задание группам – определить по колоскам название культуры, подобрать соответствующую этикетку;
    • 2 задание – подобрать к снопу соответствующий контейнер с зернами;
    • группы выполняют задания, учитель контролирует порядок на занятии;
    • проверка выполнения заданий с помощью экрана, на котором появляются названия культур в соответствии с нумерацией контейнеров;
    • знакомство учащихся с сортами (напр., рожь Фаленская, ячмень Заозерский и т.д.), указанных рядом с названием культуры на слайде.

    Закрепление: О чем сегодня узнали? Названия и сорт зерновых культур, выращиваемых в агрофирме. Чему сегодня научились? Различать колоски и зернышки.

    Рефлексия.  Каждому на ладонь педагог кладет 2-3 зернышка, предлагает закрыть глаза, задает вопрос: что почувствовали? (от зерна идет тепло, запах хлеба, в зернах – жизнь…). Еще раз обращается внимание на пословицу «Зернышко пуд бережет», ее смысл.

     

    1. «Как хлеб на стол приходил»

    Место проведения:  рабочая музейная зона, где находятся столы,  экран с проектором и ноутбуком; экспозиционный раздел «Жизнь и быт наших предков в XIX – нач. XX века».

    Цель: узнать, как выпекали хлеб наши предки.

    Задачи: познакомиться с основными этапами превращения зерна в хлеб в прошлом, с помощью чего это происходило; усвоить, каким было  отношение к хлебу у наших предков, определить значение хлеба в жизни человека.

    Методические приемы: беседа, комментированный просмотр презентации, познавательные задания, практикум «Как выпекали хлеб наши предки», игровой прием «Сбежавший экспонат», прием «Отгадай!»

    Средства: экспонаты раздела «Жизнь и быт наших предков в XIX – нач. XX века» (сетиво, серп, цеп, решето, квашня, мутовка, чаруша, рушник, муляжи караваев, лопата хлебопечная), презентация по теме классного часа, карточки с пословицами и поговорками о хлебе.

    Содержание:

    Мотивация. Учащиеся  усаживаются за столы в рабочей музейной зоне. Педагог демонстрирует на тарелке зерна пшеницы, просит вспомнить, с какими видами зерновых культур знакомились в прошлый раз, зерна какой культуры находятся на тарелке.

    Рядом  с зернами пшеницы педагог кладет белый хлеб. Задание учащимся: определите тему  и цель классного часа, имея подсказку на тарелке.  

    На экране появляется слайд № 1 – тема классного часа. Педагог обращает внимание учащихся на экспонаты, находящиеся на столах, это орудия труда, предметы домашней утвари, с помощью которых зерно превращалось в хлеб, и он «приходил» на стол к нашим предкам.

    Основной этап.

    Практикум с элементами интерактивности «Как выпекали хлеб наши предки»:

    1) инициация педагогом рассуждений учащихся о том, как происходил процесс превращения зерна в хлеб в прежние времена;

    2) соотнесение рассуждений учащихся с содержанием слайда № 2 «Основные этапы превращения зерна в хлеб»:

    1. Сев
    2. Уборка урожая (жатва, страда)
    3. Молотьба на току (гумно)
    4. Размол на мельнице
    5. Выпечка хлеба;

    3) задание учащимся – подобрать к первым трем этапам соответствующие орудия труда из находящихся на столах, определить их название, продемонстрировать, как ими пользовались (сев - сетиво, жатва – серп, молотьба – цеп);

    4) просмотр слайдов №№ 3, 4, 5, беседа по вопросам: какому этапу соответствуют изображения на слайдах? Какие виды мельниц представлены? Каковы были условия труда во внутреннем помещении (слайд № 5)?

    5) знакомство с содержанием слайда № 6 «Выпечка хлеба»:

    • просеять
    • замесить (затворить)
    • поставить на ночь в теплое место
    • притворить утром
    • затопить печь
    • придать форму тесту
    • выложить на холст, чтобы «подтронулось»
    • подготовить под печи
    • перевернуть тесто на лопату
    • посадить в печь
    • вынуть на сочельницу
    • накрыть холстом;

    6) задание, аналогичное пункту 3), по отношению к этапу выпечки хлеба (просеять – решето, замесить – квашня и мутовка,  придать форму тесту – чаруша и т. д.).

    Практикум завершается игрой «Сбежавший экспонат». Педагог объявляет, что экспонаты, с которыми сегодня шла работа, «сбежали» со своих мест в экспозиции и собрались на столах. Сейчас их нужно вернуть обратно. Каждый учащийся должен бережно взять один из экспонатов и вернуть его на место. Поместив предмет в экспозицию, учащийся «сигналит» поднятой рукой  о выполнении задания. Педагог контролирует правильность выполнения задания, отмечает отличившихся.    

    Беседа о традициях и обычаях, связанных с употреблением хлеба, об особо бережном отношении наших предков к хлебу. Например, наши предки считали, что от обращения с хлебом зависит сила человека, его здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье. Нельзя было есть хлеб за спиной у другого человека – заберешь его силу. Нельзя оставлять хлеб на столе, иначе похудеешь. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность. Когда упадет хлебная крошка, нужно поднять и бросить в огонь.

    Повторение пословицы – темы прошлого классного часа. Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе – с помощью карточек. Задание: выберите пословицы, в которых определяется роль хлеба в жизни людей.

    Пословицы и поговорки:

    Землю уважай — будет урожай.

    Была бы земле нега — даст земля хлеба.

    Нет плохой земли, есть плохие пахари.

    Земля силу берет, зато хлеб дает.

    Хлеб — всему голова.

    Хлебушек — от земли, силушка — от хлеба.

    Хлеб — батюшка, водица — матушка.

    Черный хлебушко — всем дедушка.
     Хлеб да вода — крестьянская еда.
     Матушка-рожь кормит всех сплошь.

    Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.

    От хлеба-соли и царь не отказывается.

    Коли вызрела пшеница, нету времени лениться.

    Зима спросит, что ты летом делал.

    Что посеешь, то и пожнешь.

    Каравай хлеба не свалится с неба.

    Пока колос в поле, трудись подоле.

    Черная земля белых рук не любит.

    Трудись, не зевай — будет хлеба каравай.

    Хорошо трудиться — хлеб будет родиться.

    Карточки остаются у учащихся (можно порекомендовать использовать в качестве закладки в учебник).

     Рефлексия. «Отгадай!» Слайд № 7, 8, 9

     Загадки:

    • Месяц-новец

    Днем на поле блестел,

    К ночи на небо слетел (серп)

    • Лежит мужичок

    В золотом кафтане,

    Подпоясан, а не поясом;

    Не поднимешь, так не встанет (сноп)

    • Летят гуськи,

    Дубовые носки,

    Летят и говорят:

    «То-то мы, то-то мы» (цеп)

    • Режут меня,

    Вяжут меня,

    Бьют нещадно;

    Пройду огонь и воду

    И конец мой – нож и зубы (хлеб).

     

     

    1. «Выпечка хлеба на пекарне агропредприятия»

    Место проведения:  часть улицы села, где находилась первая пекарня; пекарня агропредприятия.

    Цель: знакомство с современным производством хлеба.

    Задачи: выяснить, как выпекают хлеб в наши дни; сравнить с процессом выпечки хлеба, который был характерен для предков; осознать необходимость бережного отношения к хлебу.

    Методические приемы: моторный прием, показ, комментирование, описание, объяснение, сравнение, беседа, познавательные задания.

    Средства: оборудование в цехах пекарни, емкости с мукой разных сортов, тесто на различных этапах обработки, хлебобулочные изделия.

    Содержание:

    Мотивация. Вводная беседа (педагог – в фойе школы):

    Мы продолжаем «Путешествие в Агроград». Сегодня мы путешествуем на  пекарню. Как вы думаете, почему? Чтобы ответить на вопрос, вспомните, чему было посвящено предыдущее путешествие? (В прошлый раз мы выяснили, как выпекали хлеб наши предки, а сегодня познакомимся с тем, как выпекают хлеб в настоящее время, сравним этапы выпечки и орудия труда, которыми при этом пользуются).

    Основной этап.

    Передвижение от школы к пекарне по маршруту, который бы позволял остановиться напротив исторического здания, где была первая пекарня. Продолжение беседы:  знаете ли вы, когда появилась пекарня в нашем селе? Где она находилась? При обсуждении этих вопросов лучше всего сориентировать учащихся  по каким-либо объектам села (например, по березовому парку, сквозь который просматривается историческое здание). Желательно озвучить 1 – 2  факта, связанных с историей пекарни, ранее неизвестных учащимся.

    Перед входом в пекарню есть смысл повторить правила посещения музея, после чего задать вопрос: как вы думаете, подходят ли эти правила для посещения пекарни? Нужно ли знать еще какие-то правила?

    Общее знакомство  с современной пекарней – через вопросы заведующей производством:

    • как Вас зовут?
    • когда была открыта пекарня?
    • сколько человек работает на пекарне?
    • как называются их профессии?
    • каков режим работы пекарни?
    • что собой представляют помещения?
    • какие виды продукции и в каком объеме здесь производят?

     Прежде чем задать вопрос про виды продукции, сначала предложить ребятам перечислить, какие знают они. Вопросы могут задавать учащиеся, или педагог, в зависимости от ситуации. Как вариант – вопросы передать заранее заведующей производством.

    Знакомство с  технологическим процессом выпечки хлебной продукции:

    комментарии специалистов, демонстрация ими функционирования механизмов, наблюдения учащихся за работой пекарей.

    Беседа – сравнение (проводит педагог): знакомство с современным производством хлеба состоялось, давайте сравним с тем, как выпекали хлеб наши предки. Каковы отличия? Раньше все делалось вручную, а сейчас механизировано. Что в современных условиях заменило сито, квашню, мутовку, чарушу, хлебопечную лопату, русскую печь? Тестомес заменил квашню и мутовку, русскую печь - ротационная печь с компьютерным управлением и т. д.

    Что общего? Основные этапы такие же, как и раньше: просеивание муки, замес, подтваривание, придание тесту формы, выпекание в печи.

    Рефлексия. В присутствии работников пекарни педагог просит учащихся выразить одним – двумя словами первые впечатления от того, что  увидели, услышали, почувствовали; затем  работники пекарни высказывают пожелания ребятам, как относиться к хлебу; выясняется, какие из перечисленных хлебобулочных изделий  у детей и педагогов являются любимыми.

    На выходе из пекарни  сюрприз  – гостей угощают только что добытыми из печи баранками.

     

    1. «Картофель – наш «второй хлеб»

    Место проведения: экспозиционный зал школьного музея, посвященный агропредприятию; картофелехранилище.

    Цель: знакомство с картофелеводческим направлением современного предприятия.

    Задачи: выяснить исторические сведения о выращивании картофеля, о развитии этого направления в современных условиях, познакомиться с картофелехранилищем агропредприятия.

    Методические приемы: показ, беседа, объяснение, комментирование, демонстрация, моторный прием, познавательные задания.

    Средства: материалы экспозиционного зала, посвященного агропредприятию; оборудование на картофелехранилище.

    Содержание:    

    Мотивация.  Вводная беседа в зале агрофирмы: Вспомните, чему было посвящено предыдущее путешествие. Мы знакомились с процессом выпечки хлеба. А кто из вас может объяснить выражение «второй хлеб»? Так называют картофель. Почему? Он играет большую роль в питании человека, является вторым по значимости продуктом после хлеба. С чьим именем связывают появление картофеля в России? С  Петром Первым. Поднимите руки, в чьих семьях выращивают эту культуру (поднимают руки). Сейчас мы не представляем свою жизнь без картофеля. Картофелеводческое направление развито и в нашей агрофирме. Сегодня нам предстоит знакомство с этим направлением.

    Основной этап. В зале агрофирмы учащимся дается задание – найти в экспозиции изображения и (или) сведения о возделывании картофеля в течение 5 минут. При этом учащихся нужно распределить по залу так, чтобы были охвачены все основные разделы.  При необходимости педагог направляет поиски учащихся в нужное русло. В итоге учащиеся с помощью педагога приходят к выводу о том, что выращивание картофеля – явление историческое, началось еще в период образования коммуны, затем – во время существования колхозов и совхозов. На уборку картофеля привлекалось много рабочей силы, убирали в основном вручную, в настоящее время – все виды работ механизированы. Внимание – на сорта картофеля, выращиваемого в агрофирме, и виды сельскохозяйственной техники, используемой для выращивания  картофеля.

    Как хранят картофель? Ответ на этот вопрос – в ходе экскурсии на картофелехранилище.

    Необходимые элементы экскурсии:

    • сопровождение экскурсионной группы специалистом предприятия, предварительное решение им организационных вопросов, чтобы не возникало заминок во время проведения экскурсии;
    • перед началом экскурсии - инструктаж по технике безопасности;
    • осмотр картофелехранилища снаружи и изнутри, сопровождаемый обьяснениями агронома - овощевода;
    • демонстрация функционирования механизмов (напр., картофелезатарочной машины, системой вентиляции), сопровождаемое комментариями агронома;
    • ответы агронома на вопросы учащихся после знакомства с хранилищем.

    Рефлексия: во время возвращения с экскурсии (в автобусе) – что больше всего впечатлило во время экскурсии? (вариант: выявление «плюсов» в работе агронома). 

     

    1. «Пейте, дети, молоко!»

    Место проведения: экспозиционный зал школьного музея, посвященный агропредприятию; животноводческий комплекс агропредприятия.

    Цель: знакомство с животноводческим комплексом.

    Задачи: выяснить исторические сведения о развитии животноводства в округе, познакомиться с современной отраслью животноводства.

    Методические приемы: показ, сравнение, беседа, моторный прием, познавательные задания.

    Средства: материалы экспозиционного зала, посвященного агропредприятию;  животноводческий комплекс.

    Содержание:    

    Мотивация. На экране демонстрируется «корова» возле административного здания агрофирмы. Педагог предлагает учащимся предположить, почему занятие начинается с этого изображения. Определяются тема и цель классного часа. Внимание - на изображение фирменного знака агропредприятия (изображен бык, т.к. животноводство – основа агрофирмы; символизирует богатство, достаток).

    Основной этап.  В зале агрофирмы учащимся дается задание, аналогичное тому, которое они выполняли на предыдущем классном часе: найти в экспозиции изображения (сведения). Уместно уточнить у детей, с чего начинался классный час в прошлый раз и указать, что сейчас они будут действовать по аналогии. Учащиеся, рассредоточившись по всему залу, выполняют задание по поиску информации (преимущественно наглядной), связанной с животноводством. Для выполнения этого задания детей можно объединить в пары, в зависимости от количества учащихся в классе. Нашедшие информацию знакомят с ней всех других. Педагог обращает внимание на значимые исторические факты, связанные с развитием животноводства в хозяйстве.

    Педагог сообщает, что впереди – экскурсия на животноводческий комплекс агропредприятия, предлагает составить вопросы для беседы во время экскурсии. Вопросы составляются совместно, распределяются между учащимися.

    Переезд на  автобусе из музея на территорию животноводческого комплекса агропредприятия. Группу встречает специалист (начальник цеха животноводства), проводит инструктаж. Если погодные условия благоприятные, первая часть экскурсии проводится по территории комплекса: сколько всего ферм и коров на них, какая из ферм построена первой, а  какая – самая «молодая», в каких помещениях находятся телята.

    Вторая часть экскурсии – внутри помещений, непосредственный контакт с животными. Одновременно происходит общение со специалистом  в вопросно-ответной форме:

    - сколько всего животных в агрофирме;

    - как называется порода коров;

    - каковы особенности внешности этой породы;

    - кто и как ухаживает за животными; 

    - как даются клички животным;

    - что представляют собой их  паспорта;

    - каков режим дня животных;

    - чем питаются коровы;

    - как происходит процесс доения;

    - сколько дают молока;

    - куда реализуется молоко;

    - в  чем полезность молока для людей?

    Посещение помещений, где находятся телята.

    Рефлексия. На обратном пути (в автобусе): Какими новостями вы поделитесь с родителями сегодня вечером?

     

     

    1. «Профессии в сельском хозяйстве»

    Место проведения: рабочая музейная зона, где находятся столы,  экран, проектор, ноутбук;  экспозиционный зал школьного музея, посвященный агропредприятию.

    Цель: знакомство с сельскохозяйственными профессиями.

    Задачи: выяснить,  люди каких  профессий работают в сельском хозяйстве, познакомиться с родителями учеников, работающими в агропредприятии.

    Методические приемы: показ, беседа, моторный прием, познавательные задания, интервьюирование, прием «Минута откровения».

    Средства: презентация по теме классного часа; материалы экспозиционного зала, посвященного агропредприятию; награды родителей, принесенные ими на классный час.

    Содержание:

    Мотивация. На экране – фотографии нескольких жителей села жителей села на рабочем месте (учитель ведет урок, врач ведет прием, продавец - за прилавком, библиотекарь – у выставки с книгами, художественный руководитель сельского Дома культуры проводит репетицию с детьми). Задание учащимся – придумайте заголовок этому слайду. «Люди разных профессий».

    Педагог подводит к теме и цели: Наш классный час будет посвящен профессиям, которые связаны с путешествием в Агроград.

    Основной этап.  Практикум «Профессии в сельском хозяйстве»:

    • деление на пары (при количестве учащихся более 10);
    • каждой паре выдать лист бумаги и карандаш;
    • задание парам: найти в экспозиционном разделе «Агрофирма сегодня» названия профессий и записать как можно большее количество (в течение 5 - 6 минут);
    • первая пара зачитывает свой список, следующие пары дополняют недостающие названия профессий;
    • обсуждение: с какими профессиями мы уже познакомились во время предыдущих путешествий? Какие для вас оказались новыми? (если выяснилось, что некоторые профессии детям незнакомы, находим ответ в экспозиции, или педагог объясняет сам. Если какая-либо профессия незнакома части детей, педагог предлагает дать ее характеристику тем ученикам, которые с профессией знакомы); 
    • выяснение, кто из родителей учащихся имеет сельскохозяйственную профессию? в каком подразделении агропредприятия родитель (-и) работает (-ют)? Знакомы ли дети с рабочим местом родителей?

    Интервью с родителем (-ями), приглашенным (-ми) на классный час:

    - как Вас зовут?

    - как называется Ваша профессия?

    - сколько лет Вы ей посвятили?

    - в чем состоят Ваши профессиональные обязанности?

    - сколько лет работаете в агрофирме по профессии?

    - что Вам больше всего нравится в Вашей работе?

    - какие трудности существуют в Вашей работе?

    - что хотите пожелать учащимся?

    Демонстрация наград родителей, комментарии к ним.

    Рефлексия. «Минута откровения»: «Из профессий, о которых мы сегодня вели разговор, мне больше всего понравилась профессия … , потому что …» (фраза - на слайде) .

     

    1. «Трудовые династии»

    Место проведения: рабочая музейная зона, где находятся столы,  экран, проектор, ноутбук;  экспозиционный зал школьного музея, посвященный агропредприятию.

    Цель: знакомство с трудовыми династиями.

    Задачи: выяснить, что такое династия, какие династии бывают; познакомиться с трудовыми династиями нашего села.

    Методические приемы: презентация по теме классного часа,  показ, беседа,  познавательные задания, фрагмент экскурсии, прием «Цепочка».

    Средства: презентация по теме классного часа; материалы экспозиционного зала, посвященного агропредприятию; награды родителей, принесенные ими на классный час.

    Содержание:

    Мотивация. Прием «Цепочка»: по очереди называем профессии в сельском хозяйстве, с которыми познакомились на прошлом классном часе.

    Представление  гостей: Сегодня у нас в гостях … (родители, бабушка (дедушка) либо другой родственник одного из учащихся. Кто может сказать, в какой сфере он (-а, -и) трудится (-ятся). В этой  семье многие связали свою жизнь с сельским хозяйством, и эта связь с землей передается из поколения в поколение. О чем, по вашему мнению, сегодня пойдет речь? Слайд № 1. Определение темы и задач классного часа.

     Основной этап.  Работа с презентацией. Уточнение, что такое династия, откуда произошло это слово, какое значение понятие имело в истории, и как оно понимается сейчас.

    Слайд № 2: Династия - происходит от греческого dynasteia, означает  власть, господство. В истории: правители из одного и того же рода, сменяющие друг друга на троне по праву родства и наследования.

    Слайд № 3: Династия - представители нескольких поколений
    одной и той же семьи, получившей известность в какой-либо области деятельности, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции.

    Обсуждение вопроса: какие династии бывают? Трудовые (шахтерские, механизаторов, животноводов), актерские, учительские, врачей, офицерские …

    Сообщения ребят, чьи родители наследуют профессию предыдущих поколений. Если в музее есть оформленные материалы о династиях, о которых рассказывают учащиеся, обязательно их использование во время рассказа, то есть должна быть предварительная подготовка. Здесь можно подключить классного руководителя. Можно привлечь из других классов учащихся – представителей  младшего поколения династий.

    Экскурсия (фрагменты) об одной из наиболее известных династий села. Провести ее лучше всего младшему представителю династии, учащемуся – экскурсоводу.

    Выступление гостей, сопровождаемое показом фотографий, вырезок из газет, наград и других семейных реликвий, отражающих различные моменты трудовой биографии династии.

    Важно – после выступления поблагодарить гостей за участие в классном часе, вручить музейный подарок (буклет о музее, эмблему музея, диск с фильмом о музее и т п.).

     Рефлексия. Слайд  № 4. Прием «Цепочка»: что больше всего сегодня меня удивило?

     

    1. «Агроград – наша гордость!»

    Место проведения:  экспозиционный зал школьного музея, посвященный агропредприятию; центральные объекты агропредприятия, поля, обрабатываемые агрофирмой.

    Цель: углубление, закрепление и обобщение знаний об агрофирме.

    Задачи: закрепить исторические сведения о хозяйстве, о его современном состоянии, определить наиболее значимые достижения, выявить перспективы развития, роль агрофирмы в жизни села и округи.

    Методические приемы: показ, рассказ, беседа, наблюдение, викторина «Что мы знаем о нашей агрофирме», прием «Задание наоборот», «Незаконченный тезис».

    Средства: материалы экспозиционного зала, посвященного агропредприятию; оборудование, механизмы на объектах агропредприятия.

    Содержание:

    Мотивация. Учащимся предлагается  определить тему заключительного классного часа по программе «Путешествие в Агроград». Предложенные варианты «мягко» корректируются и обобщаются педагогом. Выводится мысль о  том, что на завершающем занятии важно осознать роль агрофирмы в жизни села. 

    Основной этап.  В музейном зале – экскурсия «От коммуны до агрофирмы».

    Викторина «Что мы знаем о нашей агрофирме» на основе проведенной экскурсии:

    • Когда в селе была создана коммуна, как она называлась?
    • Когда был образован совхоз, кто его возглавил?
    • Каково полное название современного хозяйства?
    • Из каких подразделений состоит агропредприятие?
    • Сколько человек имеют звание «Заслуженный работник сельского хозяйства»?
    • Какие награды имеет директор агрофирмы?
    • Какое место занимает хозяйство среди других сельхозпредприятий области (края, республики), России?

    Викторина имеет особенности. Во время ее проведения экскурсовод находится рядом с педагогом и выдает жетоны за правильные ответы.  В случае затруднения учеников при ответе на вопрос экскурсовод помогает найти правильный ответ. Жетоны суммируются.  Классу (всем вместе, а не каждому в отдельности) необходимо набрать минимум 30 жетонов, чтобы класс стал победителем. В этом случае ребят ждет сюрприз.

    Викторина продолжается во время выездной экскурсии в сопровождении специалиста агрофирмы по маршруту: поле,  зерносушильный комплекс, картофелехранилище, животноводческий комплекс, пилорама, строящийся объект, ремонтно-механические мастерские, административное здание агрофирмы. Группу сопровождает специалист агрофирмы.

    Примечание: количество объектов для посещения во время выездной экскурсии взято по максимуму, их может быть меньше (или могут быть другие, например, конеферма), исходя из конкретной ситуации.

    В поле учащиеся наблюдают за работой техники на весенней посевной, отвечают на вопросы викторины:

    • Сколько гектаров составляет площадь сельхозугодий агрофирмы?
    • Какие зерновые культуры выращивают в агрофирме?
    • Каких сортов?
    • Какова урожайность зерновых?
    • Техника каких марок работает на полях?

    Около зерносушильного комплекса идет беседа о том, что осенью здесь будут обрабатывать выращенный урожай.

    Викторина продолжается в пределах видимости картофелехранилища (не выходя из автобуса):

    • Картофель каких сортов выращивают в агрофирме?
    • Какова площадь, занимаемая картофелем?
    • Какова его урожайность?
    • В какие регионы везут картофель?

    Затем – около животноводческого комплекса (не выходя из автобуса):

    • Сколько в агрофирме крупного рогатого скота?
    • Сколько из них коров?
    • Как называется порода коров в агрофирме?
    • Когда и откуда она была завезена?
    • Куда реализуется молоко?

    При посещении пилорамы, строящегося объекта, ремонтно-механических мастерских применяется прием «Задание наоборот»: сформулируйте и задайте вопросы работникам этих объектов. Например: какие виды работ выполняются на пилораме?  Когда началось строительство объекта, что уже сделано, а что еще предстоит сделать? Какие станки находятся в РММ? Сколько единиц техники в агрофирме? За каждый содержательный и правильно сформулированный вопрос выдается жетон.

    Экскурсия заканчивается посещением административного здания агрофирмы и встречей с директором в его кабинете. Руководитель предприятия беседует с учащимися  о достижениях агрофирмы и перспективах развития. Подведение итогов викторины. Сюрприз.

    Рефлексия. «Незаконченный тезис»: «Я горжусь нашей агрофирмой, потому что…».

     

    1. «Разговор по душам»: встречи учащихся в музее с директором (специалистами) агропредприятия

    Место проведения:  экспозиционный зал школьного музея, посвященный агропредприятию; музейная зона, где находятся столы со стульями и оргтехника (экран, проектор, ноутбук, колонки).

    Цель: неформальная профессиональная ориентация.

    Задачи: пополнить знания об известных людях агропредприятия, осознать их роль в жизни села.

    Методические приемы: использование фрагментов экскурсии, телефрагмента, беседа, тест «Оцени сегодняшнюю встречу».

    Средства: выставка семейных реликвий гостя; материалы экспозиционного зала агропредприятия; материалы из фондов музея; электронный ресурс (телефрагмент); карточки с тестами.

    Мотивация.  Представление гостя. Экспресс-опрос учащихся:    «Что я знаю о нашем госте».

    Основной этап. В зале агрофирмы – проведение экскурсии, посвященной гостю, или фрагментов экскурсий, в которых имеются сведения об этом человеке, какая-либо информация, связанная с ним.

    Беседа за «круглым столом»:

    • Откуда Вы родом?
    • Какие у Вас сохранились самые ранние воспоминания детства?
    • С какого возраста Вы начали выполнять трудовые обязанности в семье? В чем они заключались?
    • Что больше всего запомнилось Вам из школьной поры?
    • Были ли у Вас любимые предметы в школе? Почему они были любимыми?
    • Какие воспоминания остались о студенческих годах?
    • Ваш любимый вид спорта? Кто из спортсменов Вам более симпатичен?
    • Что явилось поводом к выбору профессии?
    • Какие проблемы, сложности, риски существуют в вашей работе?
    • Какие из стран, где Вы побывали в командировках, Вам больше всего понравились и почему?
    • Что Вы считаете наиболее значительным достижением в своей работе?
    • Считаете ли Вы, что государство ведет верную агропромышленную политику?
    • Каково Ваше мнение о современной политической ситуации в стране, в мире?
    • Каковы Ваши увлечения? Хобби?
    • Что нужно делать в первую очередь, чтобы добиться успеха в жизни?

    Во время беседы привлекаются материалы из музейных фондов, демонстрируется выставка семейных реликвий гостя.

    Просмотр телефрагмента, связанного с гостем, его комментарии.

    Рефлексия.  Тест для учащихся «Оцени сегодняшнюю встречу»:

    1. Встреча прошла формально
    2. Встреча была содержательной
    3. Общение не вызвало эмоций
    4. Возникло чувство уважения к гостю
    5. К этому человеку я относился (-ась) с уважением и раньше, но сегодня это чувство усилилось
    6. Встреча оказала положительное воздействие
    7. Вызвала чувство гордости за то, что у нас есть такие односельчане
    8. Такие мероприятия ничего не дают
    9. Это была встреча с интересным человеком!

    Во время проведения теста с учащимися гостю предлагается заполнить Книгу отзывов музея. Вручение музейных подарков и фотографирование.

     

    Условия реализации программы:

    • кадровые: педагоги МКОУ СОШ с. Среднеивкино, обладающие достаточно высоким инновационным потенциалом; дирекция и специалисты акционерного предприятия «Агрофирма Среднеивкино», представляющие собой мобильный и профессиональный коллектив;
    • программно-методические: Концепция развития музея «Взаимодействие школьного музея и агропредприятия – основа формирования гражданственности сельских школьников»; программа институционального уровня «Краеведение»; программа музейно–образовательного комплекса «Среднеивкино»; УМК «Гражданское образование в сельском социуме через деятельность музейно–образовательного комплекса»; ежегодные планы работы музея истории села Среднеивкино;
    • материально-технические: объекты ЗАО «Агрофирма Среднеивкино», включая производственное оборудование, машинно-тракторный парк;

    музейные помещения: 3 экспозиционных зала, 2 фондохранилища, кабинет руководителя; музейное оборудование: ограждение из оргстекла к уголку природы, подиумы, стенды,  комплект учебной мебели, охранная и пожарная сигнализации, компьютер, ноутбук, колонки, многофункциональное устройство (сканер, черно-белый принтер, ксерокс), цветной принтер, черно-белый принтер, фотоаппарат с камерой и штативом, мультипроектор, экран.

    Возможно, этот пример единственный пока в Кировской области,поскольку в современности не встречается подобного образца сотрудничества градообразующего предприятия со своим цехом - школой, и исходящей от музея идеи и  полной совместной включённости в музейно-образовательный процесс, итогом которого являться должно желание выпускников школы работать в цехах родного предприятия. Здесь это так, пускай ещё не все, но многие остаются в родном селе, в котором, как говорят и на фирме и в школе и в повседневности, селе, в котором хочется жить.
  • И это было бы главным результатом музейно-производственной просветительской работы.