---Хранение наград и оружия

Памятка

руководителям  муниципальных органов управления образованием, директорам учреждений начального  и среднего профессионального образования, педагогам, занимающимся туристско-краеведческой, музейной работой

 


Комплектование фондов и хранение некоторых музейных предметов  в музеях, музейных комнатах, уголках Славы образовательных учреждений


Комплектование фондов школьного музея – начальная стадия создания музея. К основным целям комплектования относятся: изучение событий и явлений местной истории, выявление и сбор памятников истории и культуры и разносторонней информации, наиболее полно и всесторонне отражающей взаимосвязь этих памятников и изучаемых исторических процессов и явлений; создание и систематическое пополнение музейного собрания, соответствующего профилю школьного музея и являющегося источниковой базой для его научной, исследовательской, учебной, экспозиционно-выставочной и культурно-просветительской деятельности.


Процесс комплектования фондов можно разделить на основные этапы:

1.     Планирование комплектования.

2.     Подготовка к поисково-собирательской работе.

3.     Выявление и сбор памятников истории и культуры.

4.     Включение музейных предметов в музейное собрание.


В свою очередь каждый краевед должен помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных памятников истории и культуры. Важно сохранить не только сам памятник, но и выявленную информацию о нем, о его истории, связях с изучаемыми событиями, лицами и другими памятниками.


Педагоги, занимающиеся туристско-краеведческой и музейной работой и школьники-краеведы должны знать и строго соблюдать специальные законодательные нормы и требования, связанные со сбором и обеспечением сохранности памятников истории и культуры.


В коллекциях и экспозициях школьных музеев могут встречаться ордена и медали, разной степени сохранности огнестрельное и холодное оружие, изделия из драгоценных камней и металлов. Современное законодательство запрещает хранить многие из подобных предметов в фондах школьных музеев.


Руководителям и активу школьных музеев важно не только знать содержание этих законов и других нормативных актов, но и понимать объективную целесообразность столь строгой регламентации порядка сбора  и использования огнестрельного, холодного, метательного и иных видов оружия, боеприпасов, изделий из драгоценных металлов и камней, государственных наград, радиоактивных и отравляющих веществ и т. п.


Например, те устройства и предметы, которые Законом Российской Федерации «Об оружии», утвержденном Президентом Российской Федерации 13.12.1996 г. (с изменениями от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 года., 19 ноября 1999 года, 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа, 27 ноября 2001 г., 25 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) отнесены к огнестрельному, холодному, метательному и другим типам оружия, всегда представляют опасность несанкционированного использования. Поэтому их коллекционирование предполагает определенную систему мер обеспечения сохранности: лицензирования коллекционирования как вида деятельности музея, получение разрешения органов внутренних дел на приобретение и хранение конкретных типов оружия, регистрация этих предметов в органах внутренних дел, создание специальных условий для хранения оружия и системы его охраны. Все эти условия не могут выполнить многие муниципальные и, даже, государственные музеи. В школьных музеях обеспечить надежную охрану оружия, предусмотренную законодательством, практически невозможно.


Вместе с тем, включение в экспозицию школьных музеев, особенно посвященных каким-либо боевым эпизодам или конкретным участникам войны, бывает оправдано необходимым. Оружие усиливает аттрактивные и экспрессивные свойства экспозиции, придает ей историко-объективный характер. Как, например, рассказать в экспозиции о земляке-снайпере, не представив оружие, с которым он воевал, или о спортсмене-стрелке из какого-либо оружия? Однако подлинное оружие в школьном музее хранить нельзя! Можно представить в экспозиции фотографию или рисунок такого оружия, в некоторых случаях можно использовать типовые пластиковые модели, имеющиеся в продаже, наконец, можно самим изготовить деревянную модель такого оружия, лучше в масштабе 1:1. Если вам удастся нанести на такую модель особые приметы индивидуального оружия снайпера (номер оружия, зарубки на прикладе и т. п.), то вы создадите исторически достоверную модель оружия, имеющую важное музейно-мемориальное значение.


Порядок музейного коллекционирования предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней определяется Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г. N41-ФЗ и Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 31 марта 1999 г. N 66-ФЗ, а также специальными инструкциями Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Невозможность коллекционирования школьными музеями изделий из драгметаллов и драгкамней обусловлена, в основном теми же причинами и теми же процедурами по обеспечению сохранности музейных предметов этого вида, как и оружия.


В экспозиции школьного музея предметы из драгоценных металлов и камней можно заменить цветными фотографиями, рисунками, а если есть возможность, то голографическими изображениями или муляжами.

Запрещение хранить в школьных музеях государственные награды и документы к ним связано не только с тем, что большинство орденов, лауреатских знаков и многие медали изготавливаются с использованием драгоценных металлов, а некоторые и драгкамней, что, соответственно, требует создания специальных условий для обеспечения их сохранности. Современное законодательство в области музейного хранения наград (Положение «О государственных наградах Российской Федерации» от 2 марта 1994 г. N 442; Указ Президента РФ от 6 января 1999 г. N19 «О внесении изменений в Указ Президента от 2 марта 1994 г. N 442 «О государственных наградах Российской Федерации»; Циркулярное письмо Министерства культуры РФ N 01-131/16–25 от 6 июля 2001 г. «О порядке приема государственных наград и документов к ним на постоянное хранение в государственные музеи Российской Федерации») запрещает прием в музеи государственных наград и документов к ним при жизни их владельца.


Передать на хранение государственные награды и документы к ним могут только наследники. Государственный музей может принять на хранение награды и документы к ним, только получив разрешение Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации.


В тех случаях, когда юным краеведам предлагают принять награды в школьный музей, необходимо составить список наград и документов к ним и передать его, вместе с заявлением наследников в ближайший государственный музей, специалисты которого возьмут на себя дальнейшее решение этого вопроса.


Если юным краеведам посчастливилось случайно найти орден или медаль в поле, в заброшенном строении и т. п., то необходимо зафиксировать место и обстоятельства находки, по возможности сфотографировать найденную награду, нарисовать план местности и передать саму находку и составленные документы главе администрации той территории, где обнаружена награда, либо все это передать в ближайшее отделение милиции, получив, взамен, экземпляр акта приема-передачи находки.


В экспозиции школьного музея подлинные награды можно заменить их муляжами. В настоящее время муляжи многих наград можно приобрести в специализированных магазинах, на рынках, у коллекционеров. Муляжи некоторых наград, монет, ювелирных изделий можно попытаться сделать самим с разрешения владельца предмета.


Многие кавалеры орденов и медалей имеют специальные орденские планки, символизирующие их награды. Такие планки юные краеведы вполне могут получить в дар и экспонировать их как подлинные музейные предметы.


При обнаружении в полевых условиях взрывоопасных предметов (мин, гранат, неразорвавшихся артиллерийских  снарядов, авиабомб и т. п.) необходимо об этом немедленно сообщить в ближайшее отделение милиции или местное подразделение МЧС. Это же правило относится к радиоактивным предметам.

Если во время экспедиции обнаружены фрагменты оружия, боеприпасов, то целесообразно предъявить их местным органам внутренних дел или МЧС. В случае, если специалисты заключают, что найденные предметы не представляют опасности, не могут быть использованными в качестве компонентов для изготовления оружия и боеприпасов, то такие предметы можно будет поместить в экспозицию школьного музея.


Юным краеведам не стоит расстраиваться из-за того, что им запрещается хранить и экспонировать в своих музеях оружие и боеприпасы, взрывоопасные, радиоактивные и отравляющие предметы и вещества, государственные награды и документы к ним, изделия из драгоценных и камней. Эти строгие правила направлены, прежде всего, на защиту жизни и здоровья самих краеведов, на обеспечение общественной безопасности, предупреждения преступности.



  С. А. Карапецкая,методист Брянского ДДЮТ им. Ю. А. Гагарина